Справка по итогам проведения районной олимпиады школьников по основам наук

     Районная олимпиада школьников в 2014-2015 учебном году проходила 12   декабря 2014 года на базе сш №1. По заявкам школ района должно было участвовать 285 учащихся, а участвовало 275 из 31 школы.

         Олимпиада проходила 1 день  по 10 предметам по предметам гуманитарного  и естественно-математического цикла.

В олимпиаде приняли участие: 8 классников – 89, 9 классников – 90, 10 классников – 51, 11 классников – 45. Победителями стали 115 учащихся: 8 класс – 34, 98 класс – 40, 10 класс – 28, 11 класс – 13.

        В олимпиаде по казахскому языку в казахских классах приняли участие 15 учащихся, по казахскому языку в русских классах 28 учащихся, по русскому языку в  казахских классах 15, по русскому языку в русских классах 28, по английскому языку 22, по немецкому языку 2, по истории Казахстана 48.

       Олимпиадные задания по казахскому языку в русских классах состояли из 2 туров.1 тур – изложение и тесты. В изложении нужно было раскрыть тему, передать основную мысль, выдержать стиль, показать знания грамматики. 2 тур включал в себя 4 задания: работа с текстом, составление плана к тексту, составление вопросов и анализ текста, сделать синтаксический и морфологический разбор, выразительное чтение наизусть прозы или стихотворения. Задания составлены в соответствии с возрастными особенностями учащихся и особых затруднений в выполнении не было. Опыт участия в  районных  олимпиадах школьников по казахскому языку  подтверждает рациональность текстоцентричной формы контроля знаний, речевых навыков и умений участников. На уроках казахского языка недостаточно используется текст в качестве дидактической единицы, тогда как именно текст является той структурой, той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему. В тексте все языковые единицы представлены в естественном виде, в естественном окружении, и как лингводидактическая единица текст позволяет слить воедино важнейшие направления в изучении казахского языка. В качестве основного приема выявления коммуникативной компетенции участников вводится прием воспроизводства и производства текстов. Выбор текста как ведущий лингводидактический единицы не исключает параллельного выявления знаний учащихся о системе и структуре языка, функциях и употреблении языковых единиц от фонемы (звука) до предложения и ССЦ.

Олимпиада по казахскому языку в школах с русским языком обучения традиционно провидится в два тура. Первый тур - «Письмо и Слушание», второй - «Чтение и Говорение». В совокупности оба тура должны актуализировать у участников все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Выявление знаний на уровне системно-структурных особенностей казахского языка должно быть отнесено ко второму туру и не ограничено программным материалом старших классов.

В первом туре. «Письмо и Слушание» предлагается выполнение письменной работы - изложения. Высшая оценка данного тура - 50 баллов. 25 баллов за воспроизведение текста и 25 баллов за грамотное изложения текста. Обязательные требования к работам тура: минимум орфографических и пунктуационных ошибок, чистота, отсутствие исправлений.

В тур «Чтение и Говорение» рекомендуется включать следующие задания:

1.     чтение текста с последующим выявлением его смысловой структуры, обязательное составление плана текста;

2.     пересказ текста, выявление стиля и типа текста (художественное описание, научное повествование или публицистическое рассуждение, краткий комментарий к наблюдениям);

3.     выявление знаний на уровне литературной нормы по схеме: разговорное - нейтральное - книжное;

4.     описание на материале текста системно-структурных особенностей казахского языка;

5.     чтение наизусть любимого произведения.

Каждое задание данного тура оценивается от 0 до 10 баллов. Максимальное количество баллов за второй тур - 50.

Критерии, по которым должны оцениваться ответы тура   «Чтение и Говорение»:

1.     выразительное чтение, квалифицированное толкование смысла текста, обоснованное вычленение ключевых слов и словосочетаний в тексте, определение конкретных функции опорных слов и словосочетаний, свой вариант заглавия;

2.     богатство и чистота словарного запаса учащегося, точность выбора слова, варьирование моделей предложения, уместное использование лексико-грамматических средств, благозвучность;

3.     достаточное знание произносительных, лексических, грамматических, стилистических норм казахского языка;

4.     содержательность знаний на уровне системно-структурных особенностей казахского языка, подтвержденность характеристик языковых единиц и элементов примерами из текста;

5.     исполнительское мастерство при чтении наизусть любимого произведения.

Тексты для изложений в данном туре (во всех классах) выбираются из произведений казахских писателей XIX и XX в.в.

Задание - подробное изложение художественного текста. Перед написанием изложения важно напомнить участникам общую стилевую задачу, которую они, воссоздавая текст, решают вслед за писателем; для художественного текста это - нарисовать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение.

На отборочный этап олимпиады присылаются работы с полными ответами на задания  как первого, так и второго тура. К заданиям второго тура должен быть приложен проанализированный текст. Обязательные компоненты ответов второго тура: план текста; краткий комментарий к наблюдениям о стиле и типе речи; описание в письменной форме системно-структурных особенностей языковых единиц в тексте. Если работа участника отборочного этапа не будет отвечать данным требованиям, то она не будет включена в состав конкурсных работ заключительного этапа.

Предложения:                                                                                                                                                                    

1. По предмету казахский язык в школах с русским языком обучения не могут принимать участие учащиеся казахской национальности.

 2.По предмету «Казахский язык и литература» могут принять участие представители казахской диаспоры из различных стран.                                                3. Обратить внимание на то, что в изложениях преобладают речевые, грамматические, фактические и стилистические ошибки, встречается произвольное членение предложений, когда отдельные члены предложения или придаточные предложения отрываются от главного, произвольное употребление знаков препинания, при  этом учащиеся ссылаются на право авторского знака.

4. Следует больше внимание уделить изучению составных числительных (склонение употребление в речи, замена цифр словами).

5. Четко разграничивать словообразовательный и морфемный анализ, не отождествлять морфологический анализ (характеристика слова как часть речи) с морфемным (анализ слова по составу).

       Олимпиадные задания по русскому языку и литературе были представлены сочинением, многофункциональной работой и текстом, сопоставленным анализом стихотворений. Из 4 предложенных тем сочинений 3 были ориентированы на личностный подход учеников. Задания 2 тура были интересны. Они позволяют проверить владение учениками материалом различных разделов русского языка, в то же время требовали дополнительных знаний, умения мыслить творчески и нестандартно. Отбор стихотворений для сопоставительного анализа  показал, что учащиеся не в полной мере владеют арсеналом художественных средств.

Олимпиада по русскому языку и литературе традиционно состоит из двух туров: 1 тур – сочинение на литературную тему, 2 – комплексный  анализ текста, связанный с заданиями по русскому языку; сопоставительный анализ стихотворений и чтение наизусть с обоснованием выбора произведения. Объём олимпиадных заданий большой, их успешное выполнение предполагает не только отличное знание школьной программы, но владение информацией по предмету за её рамками.

Из года в год комиссия, оценивающая олимпиадные работы, сталкивается с одними и теми же проблемами.   Большинство участников олимпиады не могут написать сочинение в необходимом  объёме. Как правило, они ограничиваются 1-1,5 листами. Понятно, что при таком объёме невозможно раскрыть тему сочинения по творчеству Толстого, Пушкина, Достоевского. Учителя, занимающиеся подготовкой олимпиадников, должны сформировать у учеников умение не только обозначить проблему, но и раскрыть её, объяснить, правильно отобрать и процитировать материал из первоисточника, при этом обязательно высказать свою точку зрения по раскрываемому вопросу. Отсутствие личностного начала в творческих работах, когда она пишется не от «Я», а от «МЫ», широкое использование штампов, неумение обобщать, проводить параллели с современностью – всё это делает сочинение как творческую работу малоинтересным. Ещё одной проблемой является использование однотипных предложений: они в большинстве своём простые нераспространённые.  Сочинения показывают, что ученики не умеют использовать обособленные члены предложения, вставные, уточняющие конструкции, т.е. не используют все средства  для успешного, глубокого и интересного  раскрытия темы сочинения. Следует уделять внимание и умению правильно подбирать эпиграф к работе, потому что это своеобразная визитная карточка сочинения. Зачастую бывает, что тема сочинения заявлена одна, эпиграф не имеет к ней никакого отношения, а  пишут вообще о том, что заготовили дома. Вышеуказанные просчёты не позволяют получить за первый тур, который оценивается в 50 баллов, высокую оценку, что однозначно приведёт к низкому итоговому баллу.

Задания 2-го тура позволяют увидеть подготовленность ученика по русскому языку, причём, материал предполагает выполнение практических, теоретических заданий, заданий на логику. Чаще всего плохо  справляются с заданиями по таким разделам, как  «Морфемный состав слов», «Правописание –Н-НН и –НЕ- с разными частями речи», полный синтаксический разбор предложения; слабо выполняются задания по пунктуации.  Олимпиадные задания  требуют  не только   правильно написать слово, поставить знак, но и объяснить их: именно от этого зависит максимальный балл. Неумение объяснить выбранный вариант  наводит на мысль о том, что правильный ответ был просто угадан. Ученики, принимающие участие в олимпиаде, должны опираться, в первую очередь,  на знания, практические навыки,  демонстрировать умение применять теорию при выполнении практических заданий. Поэтому учителя-предметники должны прорабатывать  умение ученика давать обоснование при выборе ответа.

Чтобы успешно справиться с сопоставительным анализом стихотворений, нужна дополнительная подготовка, сделать это в рамках урока невозможно: в календарном планировании на это не отводится часов. Если ученики не испытывают трудностей при определении темы стихотворения, умеют описать чувства и эмоции, которые оно вызывает, то определить художественно-изобразительные средства: звукопись, аллитерацию, литоту, эпитеты – могут лишь немногие. Это говорит о слабой теоретической подготовке участников олимпиады по литературе.

Самый простой, но при этом интересный этап  -  чтение стихотворения наизусть. Но и здесь не обходится без недоработок. Очень часто ученики читают стихи из школьной программы. Это не запрещено. Но ведь этот этап даёт прекрасную возможность продемонстрировать широту кругозора, любовь к литературе, умение отбирать интересный материал.  Ведь школьную программу усваивают все, а на олимпиаде необходимо показать, что ученик способен на большее. Учитель должен дать ученику свободу выбора на этом этапе, но при этом  сориентировать его на выбор вне школьной программы.  Нужно готовить с учеником и  обоснование выбора стихотворения, это мини- анализ.  Но зачастую ученикам нечего сказать. Тогда непонятно – зачем брали? Из этого задания, в том числе, складывается общая картина подготовленности ученика к олимпиаде.

       Задания по русскому языку в казахских классах  соответствуют программному материалу и возрастным особенностям учащихся. При написании изложения и выполнении грамматического задания учащиеся не испытывали затруднений.

    Олимпиадные задания по английскому языку состояли из 2 туров. В 1 туре лексические задания, грамматические, письмо. Необходимо было правильно употребить предлоги, числительные, слова ононимы, артикли, видо-временные формы английского глагола. Задания интересные, требуют мыслительной активности. При выполнении грамматического задания затруднение вызвало задание, где нужно было найти ошибку. Задания 2 тура  состояли из прослушивания, чтения и говорения. Диалог для прослушивания соответствует объёму и содержанию программного материала. В задании по говорению требовалось представить себя и сделать сообщение по одной из тем: телевидение, известная историческая личность, животные, интернет. Задания интересные, требуют творческого подхода.

Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивация учащихся самостоятельно добывать знания, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в современном пространстве, создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся. Изучение иностранного языка ориентировано на формирование и развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Уроки ориентированы на овладение учащимися аспектами языка: произношением, лексикой, грамматикой. В ходе уроков необходимо реализовать методические принципы коммуникативной направленности обучения иноязычной речи, устного опережения, функциональности, опоры на родной язык.             При проведении предметной районной олимпиады по иностранным языкам используются достаточно трудные задания, которые охватывают большой программный материал, а учебная нагрузка составляет 2 часа в неделю, что недостаточно для овладения иностранным языком на должном уровне. Учащимся не хватает навыков диалогической и монологической речи, не все учащиеся осваивают фонетическую структуру языка, не владеют правильной интонацией и правильным беглым чтением. В заданиях олимпиады большой объем заданий на знание грамматического материала, который требует тщательного и системного изучения. Постоянной практики требует и изучение, и использование лексического материала. Есть задания, требующие знания страноведческого материала, который не всегда содержится в учебниках и учащимся необходимо изучать страноведческий материал, используя дополнительные источники: интернет, учебник серии ШЫН, дополнительную литературу. Не маловажную роль играет и подготовка фонетической стороны языка. Этого можно добиться путем просмотра фильмов на английском языке с последующим обсуждением и пересказом. Очень важно регулярное прослушивание дикторов на английском языке. Лексический запас хорошо пополняется в процессе чтения иностранной литературы, причем начинать нужно с легких адаптированных текстов и постепенно переходить к более сложным.  Каждый раз олимпиадные задания содержат материал на знание тем: числительные, множественное число имени существительного, степени сравнения имени прилагательного, видовременные формы английского глагола, фразеологизмы, идиомы, пословицы, страноведческий материал, фразовые глаголы, использование предлогов, задания по использованию монологической и диалогической речи. Рекомендации по подготовке к олимпиаде: дополнительные занятия по предмету, использование дополнительного учебного материала, использование страноведческого материала, просмотр фильмов на английском языке, подробное изучение грамматики, по возможности общение с носителями языка, факультативные занятия, систематическая работа над ошибками по результатам тестирования, использование интернета.

    Олимпиадные задания по немецкому языку традиционно были представлены лексико–грамматическим тестом, чтением, аудированием, переводом предложений, монологической и диалогической речью. Задания соответствовали программному материалу, содержали  интересный познавательный материал, страноведение, главные аспекты грамматики. Хорошо подобраны тексты для чтения, содержавшие сказочный и современный  материал.

       Первый тур заданий по истории Казахстана содержал задания на выполнение индивидуальной письменной работы в форме исторического сочинения на трему «Борьба казахского народа против колониализма под руководством  Кенесары  Касымова» в 11 классе, «Эпоха бронзы на территории Казахстана» в 10 классе, «Казахстан в начале 20 века» в 9 классе, «Письменные источники15-17 веков» в 8 классе. Форма задания позволяла учащимся показать свои знания фактического материала, проявить способности и навыки аналитического мышления, выразить собственное отношение к проблеме. 2 тур состоял из 20 тестовых заданий, выполнение которых требовало от учащихся знания различных фактов, исторических деятелей, причинно – следственных связей и других проблем курсов истории Казахстана и всемирной истории, а так же углубленного знания отдельных тем. Подготовка к олимпиаде по истории Казахстана  проходит в течении всего учебного года.  Она  сложна тем, что для нее необходимо не  просто прочитать как можно больше информации по истории, но и научиться мыслить, сравнивать, анализировать, что для школьника нелегко. Необходимо запоминать даты,  последовательность исторических  событий, уметь  кратко, логично  изложить тему в письменном виде.

Для успешной подготовки учащегося необходимо  более подробное  дополнительное изучение  тем для  школьного курса. Учащимся  8 класса  необходимо сделать упор на повторение пройденного материала за 7 класс. Учащимся 9 класса сделать акцент на изучении новейшей истории Казахстана.А учащимся 10-11 классов  необходимо повторение  курса истории с древнейшего времени по современный период.

Рекомендации:

1.     Составить долгосрочное планирование, рассчитанное на все время обучения  учащегося.

2.     К каждой изучаемой теме  необходима подборка дополнительной литературы

3.      Больше давать детям работать самостоятельно

4.      Использовать различные методы при подготовке к олимпиаде (погружение, «мозговой штурм» ,работа с ИКТ и т.д. )

5.      Соблюдать систематичность, т.е. готовить ребенка не от случая к случаю а постоянно. И после  олимпиады начать подготовку к олимпиаде на будущий учебный год.

       В олимпиаде по физике приняли участие 12 учащихся, по химии 15, по математике 31, по географии 32,по информатике 5, по биологии 22.

    Задания по географии состояли из теоретического и практического туров. В 1 туре 3 задания: первое на определение терминов и понятий, второе на описание особенностей интеграции Казахстана в системе международных экономических отношений, третье состояло из тестовых вопросов. Вопросы 2 тура состояли из 4 заданий: умение работать с  планом  и картой. Все задания соответствуют школьной программе.

Рекомендации:

1.На уроках географии необходимо проводить систематическую работу по отбору учащихся при помощи различных методик диагностирования, выявляющих общие способности (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантность решения поставленной проблемы) и определенные способности по предмету.

2.Для одарённых детей требуются дополнительные занятия во внеурочное время в виде спецкурса, факультатива, кружка. На дополнительных занятиях рекомендуется решение географических задач различного типа, проведение внутренних соревнований.

3.Начинать работу со школьниками необходимо с 6 класса. Оптимальная модель подготовки школьников к участию в олимпиаде – многоуровневая, по принципу пирамиды. То есть, нижние ступени олимпийского движения должны быть массовыми  и направлены на выявления одаренности детей.

4.Для развития познавательного интереса к географии обязательное проведение предметных недель. Ежегодно по географии проводить в каждой школе школьную олимпиаду. к ее проведению ученики довольно серьезно готовятся, так как она сравнивается с экзаменом, в котором нужно использовать все свои знания интеллектуального и творческого характера.

5.Систематическое участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. 6.Возможным вариантом работы с одарёнными школьниками, призёрами олимпиад  может быть организация тематических площадок при школьных летних оздоровительных лагерях с целью отработки практических знаний и умений по географии. Возможно образование межшкольных географических площадок и организация выездных экскурсий.

7.Необходимо познакомить учащихся с материалами олимпиад прошлых лет, материалами ЕНТ, географическими справочниками, атласами, энциклопедиями, художественной литературой и т.д.

8.Рекомендовать учащимся просмотр познавательных телепередач:

«Своя игра», «Самый умный», «Что, где когда?»  и т.д.

9.Нацелить учащихся на получение знаний с помощью ИКТ.

(диски: «Библиотека электронных пособий»,  энциклопедия Кирилла и Мифодия, электронные учебники и т.д.)

10.Нужно заранее предоставить качественную литературу, с которой ему придется ознакомиться. Учитель также должен быть в курсе всей информации по олимпиадам предыдущих годов. По ним нужно ориентироваться, изучая необходимые термины.

11.Материал желательно разделить на определенные блоки, в соответствии с днями,  благодаря которым ученику будет легче запомнить материал. К примеру, планета Земля, Части света, Материки и Океаны, страны Мира, Немного обо всем, и так далее. Можно попросить ученика, чтобы он завел отдельную тетрадь для олимпиады и разделил ее на эти блоки. В таком случае ему будет легче ориентироваться во всей информации.

12.Заранее нужно подготовить интересные кроссворды и чайнворды, создать проблемные ситуации, подготовить интересные вопросы. В таком случае ученику будет интереснее, на олимпиаде будут создаваться ассоциативные моменты с выученным материалом. Безусловно, такая подача более эффективна, чем просто сухая информация.

13.Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, но ни в коем случае не периодической. Ведь если начать подготовку ребенка к олимпиаде за неделю до нее, то не стоит ждать от него каких-либо результатов, ведь ребенок не сможет запомнить все. Слишком большой поток информации заставит ученика потеряться в ней.

14.Необходимо руководить чтением географической литературы, разбирать олимпиадные задания за прошлые годы, решать творческие задачи, организовывать дискуссию по проблемам, использовать Интернет-ресурсы.

15.Родители также должны быть проинформированы о том, что их ребенок будет участвовать в олимпиаде, поэтому они должны совершать подготовку в домашнее время.

16.Нужно, чтобы ребенок дома имел различные географические карты, чтобы была возможность ориентироваться в них, находить различные города и страны.

17.Олимпиада положительно влияет на развитие ребенка, так как готовит каждого ее участника к жизни в жестких условиях- условиях конкуренции. При помощи олимпиады можно решить многие задачи: выявить наиболее одаренных детей, повысить детскую самооценку, а также сформировать активную и целеустремленную личность.

     Задания по биологии представлены 2 турами: теоретическим и практическим. 2 задания 1 тура на латинском языке, который не изучается в школе.3 задания сложные, требующие дополнительного изучения материала. Практический тур состоит из 6 заданий, все задания интересные, требующие логического рассуждения, составлены в рамках школьной программы.

 Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учителю необходимо организовать анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению углубленной,  новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде по биологии. Необходимо желание школьника, так как  большее время ему, по рекомендациям учителя, нужно будет заниматься самостоятельно дома.   Запланировать на учебный год  факультативные занятия  по подготовке учащихся к олимпиадам. Группу необходимо создавать смешанного состава из учащихся 6-11 классов, т.к олимпиадные задания начинаются с 6 класса. С тестовыми заданиями учащиеся справляются хорошо.         При анализе олимпиадных  заданий по биологии  нужно отметить, что самое большое количество баллов даётся на решение задач. Одна задача оценивается в 15-20 баллов. И не решенная только одна задача сразу ведёт к выбыванию учащихся, не смотря на хороший результат в целом.Поэтому нужно научить учащихся решать задачи по генетики, молекулярной биологии, экологии, которые можно найти в большом объёме в интернет сайтах по подготовке к олимпиадам.Так же необходимо усилить  работу с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.), которые постоянно встречаются в заданиях.

Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект:

Ø мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде;

Ø обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала;

Ø формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих;

Ø организовать самостоятельную деятельность школьников.

.

    Задания по химии  так же состояли из теоретического и практического туров. В 1 туре 5 заданий, которые требовали от учащихся мыслить логически, умение решать систему уравнений, знание законов Авагадро, понятия «изотоп», метод электронного баланса, растворы – кристаллогидраты, смеси твёрдых веществ. Выполнение данных задач требуют  дополнительной подготовки. Данные типы задач не предусмотрены в школьной программе. Задания практического тура соответствуют школьной программе, предусматривают знание теории электролитической ассоциации, ионного обмена, умение проводить эксперимент, делать выводы.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю химии помогут и наблюдения в ходе уроков химии, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по математике и другим естественнонаучным предметам, изучение которых начинается раньше, чем школьного курса химии.

Организационно-методическая работа учителя-наставника.

    Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник:

·        подбирает задания;

·        составляет план работы;

·        определяет тематику каждого занятия;

·        анализирует выполненные задания ученика;

 Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения химии, специализированную литературу.

    Постепенно у учителя накапливается картотека олимпиадных заданий.

    Что необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три составляющих такого успеха:

·         развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;

·         умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;

·         практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Основные формы работы:

1.Индивидуальные консультации-учитель предлагает ученику блок задач одного типа, решает совместно с ним задачу, демонстрирует несколько способов  решения .Ученик выбирает более рациональный способ.

2.Самостоятельная работа над отработкой навыков решения. Решения обязательно  проверяются и анализируются учителем. Учитель указывает на слабые стороны, предлагает пути преодоления трудностей.

3.Работа с дополнительной литературой-изучение законов, формул, свойств веществ.

4.В процессе подготовки к олимпиаде эффективным является создание «Книги задач» самим учащимся. В общей тетради ученик записывает условие и решение задач. Задачи систематизированы по типам, способам решения, по сложности. При необходимости учащийся обращается к тому или иному типу задач, выбирает более рациональный способ решения. Эта книга постоянно пополняется, служит своеобразным справочником, опорным конспектом.

5.Еще один способ эффективной подготовки - целевое изучение химической литературы. Цели могут ставиться различные, как правило, это обобщение, систематизация материала. Это может быть создание опорных схем, посвященных химии того или иного химического элемента, вещества, класса, таблиц отражающих свойства различных соединений или областей их применения

   Содержание олимпиадных задач можно разделить по пяти основным блокам: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, биохимия.

    Важную роль при решении олимпиадных задач играют межпредметные связи. Нельзя рассматривать химию в отрыве от других естественных наук.

    Олимпиадные задачи по химии традиционно подразделяют на две группы: качественные и расчетные (количественные), кроме того задачи бывают комбинированные.Анализ олимпиадных задач показал, что учащиеся испытывают затруднения при решении задач на определение  состава смеси веществ. Такие задачи требуют умения решать систему уравнений с двумя, тремя неизвестными, квадратные уравнения. Также трудность в решении вызывают задачи на нахождение количественных характеристик гидролиза солей, степени диссоциации, водородного показателя. В данных задачах необходимы не только знание формул, но и умение их преобразовывать, находить логарифм чисел. Что еще раз доказывает  тесную связь химии с математикой, физикой. Эти темы требуют углубленного изучения, так как в учебнике нет полной информации, формул для расчётов.

Задание экспериментального тура направлено на определение качественного состава веществ, т.е. раздел аналитической химии. Для выполнения данного задания учащиеся должны знать не только методику определения, но и умение осуществлять данный метод качественного анализа. Для этого необходима материальная база - реактивы, химическая посуда. Задание второго  тура на протяжении нескольких лет  не меняется, но несмотря на это, не все  учащиеся  могут составить план определения, ограничиваются составлением уравнений возможных реакций. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения.

    Задания по физике состояли из 4 задач 1 тура по кинематике, динамике, термодинамике, электолиз, импульс повышенной сложности. Экспериментальное задание на определение прочности нити программного материала. Необходимо было предложить методику проведение эксперимента и привести расчётные формулы, составить таблицу для занесения экспериментальных данных, рассчитать погрешность измерений и написать краткие выводы. Готовясь к олимпиадам по физике, нужно помнить о том, что олимпиада – это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится, прежде всего, с целью повышения интереса школьников к изучению предмета. Поэтому не следует расстраиваться, если стать победителем олимпиады не удалось. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче итоговой аттестации в форме ЕНТ и дополнительных вступительных испытаний при поступлении в любое высшее учебное заведение.   Исследования показали, что для успешной реализации  программы подготовки учащегося  к олимпиаде нужно создать определённые условия:

1.     Для изучения физики, в первую очередь, необходима любознательность. Также должно быть хорошо выражено логическое и абстрактное мышление. Поэтому в развитии этих качеств должно уделяться  большое внимание  с   начальных классов. Если говорить о подготовке ученика к олимпиаде по физике, то мы  получаем  к 7 классу   учеников с уже сложившимся мышлением.  И   ребят, у которых   уровень мышления , соответствующий    для подготовки  к олимпиаде по физике и математике  крайне мало. И вот этих учеников   мы учителя  начинаем  « уговаривать» заниматься дополнительно. Этим занятиям  нужно посвящать не 1-2 раза  в неделю, а   практически ежедневные  хотя бы часовые занятия. Поэтому    прежде чем   учащийся займется   серьезной подготовкой к олимпиаде нужно в семье создать определённые предпосылки. Родители не должны вмешиваться в процесс учебы после начальной школы. Но направлять и помогать ребенку обязаны. Ребенок должен сам сделать выбор и заниматься не «из под палки», а по собственному желанию, получая от процесса удовольствие.

2.     Школьный курс физик  очень примитивен, поэтому  необходимы дополнительные занятия  в каких либо кружках, сообществах. Занятия эти должны проводиться не менее 3 раз в неделю. Создавая  сообщество учеников, занимающихся  подготовкой   к олимпиаде, нужно  как минимум  иметь 2-3 учеников одинакового возраста, чтобы на занятиях между ними создать конкуренцию  при нахождении решения к задаче. А найти 2-3  учеников –это «непозволительная роскошь» для данного времени. В выгодном положении оказываются учащиеся  профильных школ-интернатов. Учась и живя вместе, учащиеся постоянно имеют возможность  заниматься  и тем самым помогают и уже создают  конкуренцию друг другу.

3.     Приняв решение заниматься  подготовкой к олимпиаде, учащийся должен осознавать, что  все знания  не сможет учитель в него заложить. Ему  многому  придется научиться самому. Учитель же должен  подсказать, как научиться  учиться. В  последнее время  в   интернете можно найти  хороших  подборок  олимпиадных задач с решениями,  в которых учащийся может вполне   разобраться самостоятельно. И понятно, что сам учащийся  не может  оценить  уровень сложности задач и их важность. Это должен сделать учитель, помогая  своему ученику.

4.      По мнению многих преподавателей,  проблема  состоит ещё  в том, что в настоящее время нет определенных учебников, взявшись за которые без помощи учителя будет понятно, что делать и сохранять интерес. Большинство учебников либо слишком примитивны (обычный школьный уровень), либо слишком сложны для школьника (университетские книги, с кучей непонятной для начала высшей математики). Вот тут то  и должен помочь учитель, который должен подобрать  и  порекомендовать, по каким учебникам должен заниматься ученик, чтобы достичь определённого уровня.

5.     Целеустремленность – не сдаваться от поражений, не бояться высоких целей и доводить все труда до конца, несмотря ни на что. Очень важна психологическая устойчивость, особенно на олимпиадах разных  уровней, когда приходит какой-то страх, когда видишь сотни маленьких гениев из других  школ. Некоторых учащихся  может сломить первая  неудача на   соревнованиях. И поэтому  компетентная психологическая помощь  крайне важна для   него. Помогать  развивать целеустремлённость и  желание  не бояться  высоких целей  должны и учителя и  психологи и родители.

    Задания по математике состояли из 2 туров, в каждом по 3 задания. В 1 туре одна задача геометрического характера, 2 других повышенной сложности на доказательство неравенств, понимание рационального числа, формул сокращенного умножения. Во 2 туре все задания логического характера.

 Объём олимпиадных заданий большой и усложненный, их успешное выполнение предполагает не только отличное знание школьной программы, но владение информацией по предмету за её рамками, умение анализировать данные, критически мыслить. При оценке решений на олимпиаде учитывается их полнота, правильность, обоснованность, идейность, оригинальность. Ответ,  найденный логическим путём, оценивается выше, чем ответ, найденный слепым подбором.

Из года в год комиссия, оценивающая олимпиадные работы, сталкивается с одними и теми же проблемами: не решаемые задания, очень сложные по своему содержанию, которые отбивают желание у детей принимать участие в олимпиаде по математике и посредственное знание предмета, направленное на применение формул в стандартных ситуациях.   Большинство участников олимпиады не могут применить имеющие знания в «незнакомой» ситуации.

    По информатике  всего 6 заданий, по 3 в каждом туре. Все задания на опережающее обучение. Уровень задач олимпиад из год в года повышается, повышается и уровень подготовки самих участников олимпиады. Поэтому для участников олимпиады необходимы определенные дополнительные знания и умения, которых они не получают в рамках стандартной школьной программы.

Для успешного выступления на районной и областной олимпиадах, учащимся необходимо:

    знать и настраивать программную среду, используемого им языка;

    уметь работать с текстовыми файлами, уметь вводить и выводить информацию в текстовые файлы по заданному формату;

    уметь использовать процедуры и функции;

    знать, что такое рекурсия, и уметь применять ее в программировании;

    основы теории графов (матрица и список смежности, поиск в ширину и глубину, алгоритм Дейкстры и Флойда);

    уметь писать процедуры сложения, вычитания и умножения для работы с многоразрядными числами («длинная» арифметика);

    знать, что такое динамическое программирование и умеет применять его при решении нестандартных задач.

При решении задач рекомендуется придерживаться следующей методики:

1.    Разбор условия задачи.

2.    Формализация условия задачи.

3.    Разработка алгоритма решения задачи.

4.    Программная реализация алгоритма.

5.    Отладка и тестирование программы.

6.    Отправка решения на проверку.

Практика показывает, что провести четкие границы между соседними этапами достаточно сложно. Поэтому в одних случаях они могут объединяться, в других могут даже опускаться. Более того, поскольку процесс решения олимпиадной задачи, как и любой творческий процесс, всегда является итерационным, то предполагается также возврат на предыдущие этапы в зависимости от результатов выполнения того или иного этапа.

Тем не менее выделение названных этапов вполне оправданно, так как помогает выстроить четкую последовательность действий при решении олимпиадных задач и обратить внимание на то, что пропуск того или иного этапа может существенно сказаться на результатах решения конкретной задачи и выступления на олимпиаде в целом. Рассмотрим содержание каждого этапа более подробно.

Разбор условия задачи. Важность этого этапа переоценить невозможно, поскольку именно он определяет, какая задача будет в дальнейшем решаться. Внимательное чтение условия необходимо для понимания того, что требуется получить в качестве решения задачи. Неверное понимание условия может привести к тому, что будет решаться совершенно другая задача, а не та, что сформулирована в условии. На этом этапе надо абстрагироваться от оценки задачи: хорошая она или плохая, нравится она или не нравится - совершенно не имеет значения.  Решать надо именно ее, другой не будет. При чтении условия задачи нужно обращать внимание на каждую фразу, поскольку составители задач тщательно выверяют каждое слово и каждое предложение, часто в них прямо или косвенно содержится важная информация. Как показывает анализ, учащиеся, до конца разобравшиеся с формулировкой задачи, практически полностью ее решили. Важно отметить, что текст задачи нужно всегда внимательно читать от начала и до конца, поскольку ключевое условие может быть спрятано, например, в формате входных или выходных данных, а также в приведенных примерах файлов входных и выходных данных. Без приведенной там информации условие задачи может быть совершенно другим, но тоже вполне корректным. Необходимо всегда помнить, что ошибки при чтении текста задачи обходятся дорого.

Этот этап важен еще тем, что наряду с тщательным ознакомлением с текстами всех задач каждый участник олимпиады должен для себя определить, какую задачу он начнет решать первой. Какие-либо рекомендации здесь давать очень сложно, поскольку часто кажется, что надо начинать или с задачи, условие которой наиболее понятно, или с задачи, аналогичную которой уже решал.

Формализация условия задачи. От понимания текста задания и словесного описания задачи необходимо перейти к выбору формальной схемы ее решения. Первоначальная попытка формализовать условие задачи часто выявляет все недочеты, допущенные при чтении. Когда условие задачи стало предельно ясным, но идей, как свести ее к математической или алгоритмической формулировке, еще не возникло, необходимо попытаться упростить задачу и начать ее решение с рассмотрения самых простых случаев. Полезным бывает использование входных и выходных данных из условия задачи и ручной способ получения ответа для простых случаев, когда задачу можно решить без использования компьютера.

Разработка алгоритма решения задачи. На этом этапе уже известно, что делать, осталось ответить на вопрос, как это делать, т. е. найти эффективный алгоритм решения задачи и пути его реализации. Это наиболее творческая часть процесса решения задачи, и здесь главную роль играет опыт решения олимпиадных задач и знания теоретических основ информатики. Никто не скажет, как для конкретной задачи он придумал тот или иной алгоритм решения. Тем не менее, существуют общие рекомендации, которые являются полезными на практике. Рассмотрим некоторые из них.

Начинается этот этап с определения основной идеи искомого алгоритма. Чтобы упростить эту задачу, можно абстрагироваться от того, на каком компьютере в дальнейшем будет исполняться алгоритм и какие ограничения по време­ни, памяти, в диапазоне переменных и т. п. заданы.Наличие предварительно проработанной идеи позволяет приступить к описанию структуры алгоритма, выделению основных компонентов (процедур и функций) и взаимосвязей между ними. Здесь полезно вспомнить о домашних алгоритмических заготовках, которые могут очень пригодиться. При подготовке к олимпиаде каждый участник достаточно хорошо осваивает определенный набор типовых алгоритмов, встречающихся при решении многих задач. Теперь их можно и нужно использовать как кубики в детском конструкторе для получения окончательного решения. Следует отметить, что не все задачи решаются «конструированием из кубиков». Решение задачи может базироваться на математических идеях, которые необходимо просто придумать. В этом случае кубиками могут быть типичные процедуры или функции, используемые при решении подобных задач, например, отсортировать, осуществить перебор, использовать динамическое программирование и т. д. На этой стадии разработки алгоритма иногда оказывается полезным писать фрагменты решения задачи на бумаге. При письме завершается упорядочивание мыслей и происходит фиксация ряда важных фактов, которые помогут избежать ошибок в процессе реализации решения. Такими фактами являются необходимые переменные и используемые их процедуры, начальные значения переменных и т. п. В записях проще обнаружить, все ли условия учтены, где и когда необходимо определить переменные, правильно ли передаются параметры и т. д. Запись решения на бумаге избавит от «листания» программы на экране в поисках нужного места при отладке программы и позволит избежать обидных ошибок, особенно таких, как «забыл присвоить начальное значение переменной », что не так редко встречается и у участников всех уровней олимпиад по информатике. Этап разработки алгоритма решения задачи должен заканчиваться доказательством корректности полученного алгоритма и оценкой его эффективности. Это очень важные компоненты решения олимпиадных задач по информатике, поскольку именно они в значительной степени определяют правильность полученного решения и соответствие его заданным в условии задачи ограничениям. Программная реализация алгоритма. Когда в том или ином виде алгоритм решения задачи получен, возникает проблема написания собственно программы. Естественно, сначала надо выбрать стратегию разработки программы: использовать программирование либо «сверху вниз», либо «снизу вверх». Какая стратегия лучше, однозначно сказать сложно. Иногда предпочтительнее программирование «сверху вниз», иногда «снизу вверх», возможна также их комбинация. Первый подход используется в том случае, когда существует целостное понимание алгоритма решения задачи. Тогда пишется основная часть программы, а функции и процедуры не реализуются, только согласовывается их интерфейс. Такой подход приводит к хорошим результатам, если разбиение на подпрограммы логично связано со структурой разработанного алгоритма. В этом случае также упрощается отладка и доработка решения до окончательного вида.

Программирование «снизу вверх» используется тогда, когда в силу дефицита времени требуется все-таки писать программу, но не очень понятно, что именно. В этом случае можно сначала написать то, что потребуется в любом случае, например, ввод входных данных, определенные стандартные процедуры или функции и т. п. Во время выполнения таких рутинных операций работа в голове над алгоритмом не прекращается, и не исключено, что возникнут какие-то новые идеи, которые уже можно будет материализовать в виде программных компонентов. При разработке программы следует также обратить особое внимание на описание формата входных и выходных данных, приведенное в условии задачи. Разрабатываемая программа должна читать входные данные из входного файла в описанном формате, решать задачу и выводить результат в выходной файл. Имена входного и выходного файлов также описаны в условии задачи, и неправильное их написание в программе считается ошибкой. И последнее, о чем необходимо помнить при написании программы, — это сохранение редактируемых файлов во время тура. Отладка и тестирование программы. Отладка и тестирование программы являются важным и ответственным этапом не только при решении олимпиадных задач по информатике, но и при разработке любого программного обеспечения. Никому не нужна программа, которая либо не работает, либо работает с ошибками. Отладка программы — это процесс, направленный на обнаружение и исправление ошибок в программе путем ее исполнения, в то время как тестирование — это процесс выполнения программы на некотором наборе данных, для которого заранее известен правильный результат ее работы или известны правила ее поведения. Указанный набор данных называется тестовым или просто тестом. Таким образом, отладку можно представить в виде многократного повторения трех процессов: тестирования, в результате которого может быть определена ошибка в программе, поиска места ошибки в программе и редактирования текста программы с целью устранения обнаруженной ошибки.

Очень часто по разным причинам многие участники олимпиады считают, что если программа компилируется и работает правильно на одном или двух простейших наборах входных данных, то получено правильное решение и его можно отправить на проверку. На самом деле это совсем не значит, что полученная программа будет соответствовать заданной размерности входных данных и удовлетворять ограничениям на память и время работы, заданные в условии задачи. Причин может быть много, начиная с мелких ошибок в именах переменных, задании размеров массивов, в формулах и т. п. и кончая тем, что разработанный алгоритм является принципиально неправильным или не эффективным.

Подготовка «ученика-олимпиадника» начинается с подготовки учителя.

Проблемы, встающие перед учителем:

  • Изучение новых форм проведения олимпиад.
  • Знание алгоритмов решения олимпиадных задач.
  • Наличие самих задач.
  • Знание языков программирования.
  • Время на изучение, отладку и проверку задач.
  • Обучение учащихся правильной организации деятельности на олимпиаде.

Несмотря на то, что круг задач рассматриваемых на олимпиаде по программированию ограничен, решение задачи может быть сложным не только для ученика, но и для учителя, так как некоторые задачи требуют знания высшей математики. Проверка решений и подготовка тестов обычно занимает много времени.

Вот некоторые особенности подготовки школьников к олимпиадному программированию:

1.     В школьной программе нет такого предмета «программирование» и даже такого раздела. Т.е. обучаемый должен иметь собственную, довольно сильную мотивацию.

2.     Действует ограничение, что при решении задач желательно использовать только один из языков программирования (СИ или ПАСКАЛЬ).

3.     Постоянные тренировки идут почти на спортивном уровне.

4.     Большие затраты времени, длительность олимпиады с разбором часто превышает 6 часов.

5.     Алгоритмы и формулы, применяемые при решении большинства задач, изучаются только в ВУЗах.

Разумеется, подготовка необходима и учителям для работы с одаренными учащимися, участвующими в олимпиадах по программированию:

  • изучение языков программирования, по олимпиадному программированию.
  • самостоятельная подготовка с использованием материалов из дополнительных источников.

       Наибольшее количество призовых мест по русскому языку 24,по казахскому языку 25, по истории Казахстана 21. Наименьшее количество по информатике -1,физике-1,немецкому языку-1.

Итоги районной олимпиады по гуманитарному циклу:

Количество участников – 158, всего  призёров – 86.Эффективность – 54,4%

Итоги районной олимпиады по предметам естественно – математического цикла:

Количество участников – 117, всего  призёров – 29.Эффективность – 24,8%

 Общий итог по району по двум циклам:

Количество участников – 275, всего  призёров – 115.Эффективность – 41,8%

     Стипендиатами акима района по итогам районной олимпиады стали 44 учащихся.

      Итоги районной олимпиады расположены в таблице, издан приказ №352 от 15.12.14. «Об итогах проведения районной олимпиады».

           Высокий процент качества выступления показали учащиеся сш № 7, сш № 1,Мариновской ксш, сш № 3, сш № 2, сш № 6, сш № 5.

          Нулевой процент качества у учащихся Адырской ош, Бейсхазретской ош, Новосельской сш, Н-Мариновской ош, Н-Самарской сш, Поповской ош, Покровской сш, Полтавской сш,Родионовской ош, Сочинской сш, Самарской ош, Садовой ош, Тимашевской сш и Шуйской сш.

      Из 71 учителя старших классов, прошедших 3-х уровневые курсы, 3 находятся в д/о, 3 не преподают в 8-11 классах, 22 не выставили ни одного участника.

         В областной олимпиаде приняли участие 13 учащихся  из сш 3 1, сш № 2, сш № 3, сш № 5, сш № 7, Мариновской ксш. По предметам естественно-математического цикла приняли участие 4 учащихся, по гуманитарному циклу 9 учащихся.2 место по русскому языку заняла 11 классница Мариновской ксш Шайкенова Дана (учитель Амренова А.К.), 3 места заняли Синолицина Вероника 10 классница сш № 2 по казахскому языку (учитель Каженова А.К.), Балекбаева Айгерим 11 классница сш № 1 по истории Казахстана (учитель Балекбаева А.А.), Икрамов Нурбакыт 9 классник сш № 7 по географии (учитель Аскар Ерлан). Почётной грамотой награждён Артёмчик Александр 10 классник сш № 5 по химии (учитель Савикова Е.Н.).

     В республиканской олимпиаде  приняла участие 11 классница Мариновской ксш Шайкенова Дана (учитель Амренова А.К.) и заняла 3 место.

Автор: Наймушина Н.Г.
Просмотров: 6390
Дата создания: 6 Апреля 2015 г.
Дата редактирования: 6 Апреля 2015 г.